Правила закаливания ребенка


Основные принципы закаливания ребенка:
Применять строго индивидуальный подход: учитывать разные факторы и особенности: возраст, состояние здоровья, нюансы психического и физического развития. Груднички слабее, чем дети более старшего возраста, и хуже переносят неблагоприятные внешние воздействия.
Особого подхода требуют малыши с врожденными пороками развития и приобретенными в раннем детстве хроническими заболеваниями.
Возбудимый ребенок с изменчивой психикой хуже переносит процедуры закаливания, чем его уравновешенный сверстник.
Закаливающие процедуры необходимо начинать постепенно. В начале оздоровления действие непривычных внешних факторов приводит к тому, что у ребенка учащаются дыхание и сердцебиение, ускоряются обменные процессы. Через некоторое время происходит адаптация — организм привыкает к новым нагрузкам и возвращается в исходное состояние. Но если начинать с чересчур сильных воздействий или слишком бурно наращивать их, адаптации не произойдет, и состояние ребенка только ухудшится.
Для родителей важно следить за ребенком во время закаливания. Если появились усталость, головная боль, озноб и другие признаки ухудшения самочувствия, нужно прекратить процедуры или внести изменения в схему оздоровления. Закаливание не проводят насильно, оно должно быть добровольным и сопровождаться только позитивным эмоциональным настроем.
Процедуры должны проводиться постоянно — круглый год и ежедневно. Если делать перерывы, адаптация к внешним воздействиям не формируется, и состояние детского организма остается на прежнем уровне. Даже однократный перерыв в 1–2 недели быстро сводит на нет предыдущие усилия, и все приходится начинать заново.
Конкретные рекомендации по поводу закаливающих мероприятий могут дать врач-педиатр и смежные специалисты: детский невролог, кардиолог, эндокринолог, реабилитолог.